понедельник, 3 сентября 2012 г.

ПРИВЫЧКА СУДИТЬСЯ ОТМЕНЯЕТСЯ, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ



Начало внесудебному урегулированию спорных отношений в сфере хозяйственного судопроизводства в Республике Беларусь положила процедура посредничества, в последующем получившая название «примирительная процедура». Указанные изменения получили свое отражение в Законе РБ от 10.01.2011 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» (далее - Закон).

В ст.1 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК) примирительная процедура определена как проведение сторонами переговоров с участием примирителя о возможности и условиях примирения по хозяйственному (экономическому) спору, возникающему из гражданских правоотношений, с целью выработки взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения.
Примирительная процедура - это, в первую очередь, переговоры или диалог, в ходе которого стороны должны быть готовы не только слушать, но и слышать друг друга. Переговоры проводятся с участием беспристрастного (нейтрального) участника-примирителя, который помогает сторонам понять свой реальный интерес в конкретном деле и оформить достигнутый результат в виде соглашения.
Как следует из определения понятия примирительной процедуры, законодатель ограничил сферу ее использования, установив, что назначение примирителя возможно по хозяйственному (экономическому) спору, возникающему из гражданских правоотношений. Суть переговоров составляют два существенных момента: возможность примирения и условия примирения.
При обоюдном желании вести переговоры в примирительной процедуре стороны самостоятельно при участии и под контролем примирителя определяют сроки и форму переговоров, количество встреч, круг доказательств, которые могут повлиять на конечный результат, а также необходимость привлечения специалистов и иных лиц, участие которых поможет сторонам достигнуть желаемого результата.

Справочно
В 2011 г. примирителями хозяйственных судов проведено свыше 15 тыс. примирительных процедур, по 10 тыс. дел стороны урегулировали спор и заключили соглашение о примирении. Эффективность примирительных процедур составила 70 % - каждое третье из рассмотренных дел прекращено в связи с утверждением соглашения о примирении либо мирового соглашения. В примирительной процедуре урегулировано 35 % всех споров, рассмотренных в исковом производстве.
Права и обязанности примирителя
Если в отношении непосредственных участников переговоров вопросов, как правило, не возникает, то в отношении примирителя у сторон не всегда складывается правильное представление, нередко отсутствует верное понимание функций данного участника примирительной процедуры.
Примиритель - лицо, назначенное хозяйственным судом в соответствии с ХПК для проведения переговоров между сторонами в примирительной процедуре в хозяйственном суде (ст.1 ХПК).
В силу принципов примирительной процедуры примиритель является беспристрастной (нейтральной) фигурой в переговорном процессе. Это скорее координатор, чем непосредственный участник. Примиритель организует и направляет процесс переговоров, содействует сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам; в случае необходимости дает рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и сохранении между сторонами деловых связей.
Однако законодателем установлен ряд действий, которые примиритель не вправе осуществлять, например:
• совершать какие-либо процессуальные действия;
• давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании;
• нарушать принципы примирительной процедуры.
Так, примиритель не вправе разрешать вопросы о приобщении к материалам по делу документов, ходатайств об уточнении исковых требований, расчетов и т.п. В случае разрешения спора в примирительной процедуре в содержании соглашения о примирении (за исключением нового договора) должны быть разрешены вопросы только в отношении заявленных требований либо их части.
Основными принципами, которыми должен руководствоваться примиритель, - конфиденциальность и нейтральное отношение к сторонам. Принцип конфиденциальности, закрепленный в ряде статей ХПК, определяет порядок использования сведений, полученных в примирительной процедуре, и позволяет формировать доверительные отношения между сторонами и примирителем. Не имея права озвучивать собственное мнение о перспективе разрешения спора в судебном заседании, примиритель может довести до сведения сторон судебную практику, положения Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда РБ по вопросам, связанным с существом спорных отношений.
Цель работы примирителя - построить переговоры так, чтобы в итоге стороны достигли результата, который бы соответствовал их реальным интересам при конкретных обстоятельствах.
Инициатива может исходить от суда
С принятием Закона претерпели изменения порядок и сроки назначения примирителя. Как показала практика, указанные изменения значительно расширили для сторон возможности использования примирительной процедуры.
Сегодня примиритель может быть назначен на любой стадии хозяйственного судопроизводства: в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, а также на стадии исполнительного производства (ст.156 ХПК). Чем руководствовался законодатель, устанавливая столь широкие возможности? Зачастую решение суда первой инстанции позволяет сторонам соотнести достигнутый результат со своими собственными интересами, а по результатам апелляционного обжалования оценить перспективы затяжных судебных тяжб с возможностью экономии времени, финансов и сил.
Примиритель может быть назначен и по инициативе суда. Причем в целях недопущения необоснованного затягивания сроков рассмотрения дела по инициативе суда примиритель назначается лишь в суде первой инстанции при возбуждении производства по делу (ст.161 ХПК) либо на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ст.170 ХПК).
Новшество, изначально воспринятое субъектами хозяйствования неоднозначно, со временем подтвердило свою актуальность. Не всегда руководитель истца готов самостоятельно принять решение о готовности к диалогу с ответчиком. Кроме того, не все субъекты хозяйствования в силу разных причин, в т.ч. из-за недостаточной правовой информированности, склонны воспользоваться институтом мирного урегулирования спора.
Направляя дело в примирительную процедуру, судья, в первую очередь, оценивает возможность, целесообразность и перспективность урегулирования конкретного спора непосредственно самими сторонами. Иными словами, инициирование судом примирительной процедуры - это своего рода мудрый совет, а также дополнительный шанс для сторон оценить сложившуюся спорную ситуацию, проанализировать причины конфликта, соотнести свой действительный интерес с возможным итогом разрешения спора.
Важно, что определение о назначении примирителя не может быть обжаловано, поскольку примирительная процедура является добровольной и в любой момент может быть завершена по заявлению стороны, в т.ч. путем направления возражений в течение 7 дней с момента вынесения вышеуказанного определения.
Процедура примирения, как правило, проводится в помещении суда. Возможны две формы проведения данной процедуры:
• дистанционная (с использованием видеоконференцсвязи, телефона и т.п.);
• выездные примирительные процедуры (на территории одной из сторон в связи с необходимостью обозреть документы, осуществить определенные действия, направленные на исполнение обязательства, и т.п.).
В определении о назначении примирителя суд указывает дату первой встречи с примирителем. Поскольку требования суда являются обязательными к исполнению, стороны в случае отсутствия возможности явки, самостоятельного предварительного ведения переговоров, при наличии иных обстоятельств, препятствующих явке, должны заблаговременно уведомить примирителя, а также согласовать в рамках срока примирительной процедуры новую дату.
Упрощенный порядок обращения и уплата государственной пошлины
Стимулом к сотрудничеству на пути урегулирования конфликта, к диалогу еще на стадии рассмотрения вопроса о направлении искового заявления в суд является еще одно нововведение, предусмотренное Законом. При наличии взаимного желания сторон урегулировать спор в примирительной процедуре законодатель предусмотрел возможность упрощенного порядка обращения в суд, а также экономию государственной пошлины уже на стадии обращения.
В соответствии с частью третьей ст.159, частью второй ст.160 ХПК в случае подачи одновременно с иском согласованного сторонами ходатайства о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований. Также могут не прилагаться документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования. При наличии такого ходатайства допускается уплата государственной пошлины в размере 50 % установленной ставки.

Важно!
При наличии взаимного желания сторон урегулировать спор в примирительной процедуре законодатель предусмотрел возможность упрощенного порядка обращения в суд, а также экономию государственной пошлины уже на стадии обращения.

При этой форме обращения с исковым заявлением в суд истец:
• минимально отвлекает из хозяйственного оборота собственные средства на оплату судебных расходов (государственной пошлины);
• экономит средства и время, которые могли быть затрачены на подготовку искового заявления и документов, подтверждающих обстоятельства, на которых основаны исковые требования.
Кроме того, при подаче искового заявления с ходатайством обеих сторон о назначении примирителя не требуется соблюдение досудебного претензионного порядка.
Если стороны не достигли соглашения полностью либо в части и производство по делу продолжается, истцу необходимо уплатить (доплатить) госпошлину исходя из размера требований, подлежащих рассмотрению в хозяйственном суде. При этом учитывается сумма пошлины, уплаченная истцом при подаче искового заявления. Доказательства уплаты государственной пошлины в полном размере должны быть представлены истцом суду не позднее дня проведения подготовительного судебного заседания. В случае их непредставления суд оставляет исковое заявление без рассмотрения (абзац 15 ст.151 ХПК).
В данной ситуации на истце также лежит обязанность по представлению суду доказательств, подтверждающих основания исковых требований. В случае непредставления дополнительных доказательств хозяйственный суд принимает решение на основании тех доказательств, которые имеются в материалах дела. В последнее время указанное нововведение оценено сторонами и стало активнее использоваться на практике.
Вышеописанный порядок обращения является актуальным и на стадии упрощенного перехода сторон из приказного в исковое производство. Так, в случае отказа в выдаче определения о судебном приказе на всю сумму заявленных требований либо в случае выдачи определения о судебном приказе на часть признанных требований и отказе в выдаче на их непризнанную часть взыскатель имеет возможность оценить позицию должника, выраженную в отзыве на заявление о выдаче судебного приказа. В течение 15-дневного срока, предоставленного законодателем, после направления определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе взыскатель вправе согласовать позиции сторон по вопросу проведения переговоров в примирительной процедуре. Аналогично и должник в отзыве на заявление взыскателя о выдаче судебного приказа с учетом дальнейшей перспективы рассмотрения дела в исковом производстве может обозначить свою позицию по поводу урегулирования спора в примирительной процедуре.
Соглашение о примирении, последствия его неисполнения
Законодательно закреплены сроки примирительной процедуры - один месяц, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций срок не должен превышать сроков, установленных соответственно ст.278 и 295 ХПК. Поскольку указанный срок является процессуальным, он может быть продлен судом по ходатайству сторон.
Примирительная процедура завершается либо достижением примирения и заключением соглашения о примирении, либо в связи с недостижением примирения.
В соглашении о примирении в соответствии со ст.157 ХПК стороны могут предусмотреть:
• заключение мирового соглашения в порядке, установленном главой 10 ХПК;
• отказ истца от иска в целом или его части;
• признание ответчиком иска в целом или его части;
• заключение между сторонами нового договора.
Во всех случаях в соответствии со ст.259 Налогового кодекса РБ (далее - НК) истцу из бюджета подлежит возврату 50 % государственной пошлины в отношении требований, урегулированных в примирительной процедуре.
Соглашение о примирении составляется в письменной форме в количестве экземпляров по числу сторон по делу плюс один экземпляр для приобщения к материалам по делу.
В отношении соглашения о примирении в виде мирового соглашения законодателем установлено, что оно должно содержать помимо согласованных сторонами сведений об условиях, размере и сроках выполнения обязательств также сведения о последствиях неисполнения соглашения в добровольном порядке. В связи с внесенными в НК изменениями к последствиям неисполнения условий соглашения в форме мирового соглашения помимо возможности принудительного исполнения (выдача по ходатайству истца исполнительного документа для целей дальнейшего принудительного исполнения) относится и взыскание государственной пошлины в республиканский бюджет в размере, установленном ХПК.
Соглашение о примирении вступает в силу со дня его утверждения хозяйственным судом. В случае неисполнения соглашения о примирении (мирового соглашения) в добровольном порядке заявление о выдаче судебного приказа подается в суд, утвердивший соглашение и прекративший производство по делу. При предоставлении рассрочки исполнения обязательства истец имеет право обращаться за выдачей судебного приказа по истечении каждого из обозначенных в нем сроков в отношении неисполненной части требований.
Судебный приказ на довзыскание с ответчика государственной пошлины в республиканский бюджет в объеме, определенном законодательством, выдается независимо от того, в какой части не исполнено обязательство по соглашению.
Надо сказать, что максимального эффекта процедура примирения достигает при активном участии в переговорах руководителей обеих сторон. Именно тогда появляется возможность объективно оценить сложившуюся спорную ситуацию и на основании выдвинутых предложений с учетом взаимных интересов оперативно принять решение.
Обратим внимание, что участвовать в примирительной процедуре в качестве представителей сторон могут лишь уполномоченные представители. В соответствии со ст.79 ХПК в доверенности на представление интересов субъекта хозяйствования требуется наличие специально оговоренных полномочий:
• на участие в примирительной процедуре;
• на заключение соглашения о примирении.
Такой подход обусловлен тем, что для достижения положительного эффекта примирительной процедуры представитель должен быть уполномочен не только довести позицию представляемой стороны, но и принять решение с учетом поступающих встречных предложений.
При недостижении примирения сторон хозяйственный суд выносит определение о завершении примирительной процедуры не позднее 3 рабочих дней с момента поступления заявления одной или обеих сторон либо уведомления примирителя.
Слагаемые успеха примирительной процедуры
Конфликтующие стороны зачастую не слышат друг друга, озабочены своими обидами и переживаниями и не всегда понимают, что конечный результат в виде судебного постановления может не соответствовать их реальным интересам. Не всегда причиной возникновения спора являются неисполненные обязательства. В ряде случаев в основе конфликта могут быть недопонимание, недостаток информированности, предыдущий отрицательный опыт сотрудничества при отсутствии сведений о причинах, субъективный фактор и т.п.
Примирительная процедура помогает восстановить прерванную коммуникацию, ориентирует стороны на конструктивный диалог, направляет усилия на активный поиск решения, нейтрализацию действительной причины спора.
Будучи свободными в принятии решений, имея возможность активного участия в согласовании условий заключаемых договоров, субъекты хозяйствования должны взвешенно оценивать перспективу и возможность их реализации, а также последствия неисполнения. И коль решение о вступлении в отношения с контрагентами, о заключении сделок и т.п. принимается ими самостоятельно, то и при возникновении последствий принятого решения нужно исходить из убеждения, что для достижения желаемого результата необходимо приложить максимум собственных усилий.
Следует понимать, что урегулирование спора собственными силами - более гибкий механизм, чем норма закона. Примирительная процедура позволяет найти практически в любой спорной ситуации приемлемый для сторон выход. Достигнутое сторонами взаимопонимание, оформленное в виде соглашения, позволяет исключить дополнительные сложности: аресты банковских счетов, встречи с судебными исполнителями и т.д.
У каждого субъекта хозяйствования должно сложиться понимание, что используя предоставленную законодателем возможность экономичного альтернативного внесудебного способа разрешения конфликта, можно урегулировать свои проблемы за столом переговоров, руководствуясь действительными интересами, сохранив при этом не только партнерские отношения, но и положительную деловую репутацию.

27.02.2012 г.

Оксана Королева, начальник отдела организационно-кадровой работы и делопроизводства хозяйственного суда Минской области, примиритель, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»

Комментариев нет:

Отправить комментарий